Ответственность руководителей жилищно-коммунальных хозяйств за нарушение доступной, безбарьерной среды

Ответственность руководителей жилищно-коммунальных хозяйств за нарушение доступной, безбарьерной среды

Руководитель ЖКХ обязан обеспечить условия доступности (доступной, безбарьерной среды),  не зависимо от желания жильцов (собственников) помещений

 

Согласно ст. 2; ст. 13 “Всеобщей Декларации прав человека” (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), ст.2; ст. 27 “Конституции РФ” (принятой всенародным голосованием 12.12.1993), части 21; части 23 “Всемирной программы действий в отношении инвалидов” (принятой 3 декабря 1982 года Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН), ст. 150 «Гражданского кодекса РФ» а также другого законодательства РФ, ограничение права инвалида на свободное перемещение является не законным. Ответственность за данное нарушение возлагается на любое руководящее лицо, а в вопросе обеспечения жилых домов и (или) жилых помещений средствами доступности для маломобильной группы населения ответственность возлагается на ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.

На основании ст. 12 ФЗ от 30.11.1994 N 51-ФЗ “Гражданского кодекса РФ”, ст. 17; главе IV. закона РФ “О защите прав потребителей” и другого законодательства РФ, любое лицо, вне зависимости от места его проживания (право на свободное передвижение), имеющее ограничение жизнедеятельности (инвалидность) и (или) относящееся к маломобильной группе населения (согласно: СНиП 35 – 01 – 2001, СП 35-101-2001 и др. нормативным актам: “Маломобильные группы населения (МГН) – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.”.), либо общественные организации инвалидов, либо общества по защите прав потребителей, либо уполномоченный по защите прав человека, могут подать в суд исковые требования о принудительном обеспечении помещения средством доступности. Кроме того, любое лицо (а их может быть неограниченное количество), относящееся к маломобильной группе населения может в судебном порядке взыскать компенсацию расходов, связанных с восстановлением нарушенного права, а также в соответствии с ст. 15 закона РФ “О защите прав потребителей”; ст. 150, ст. 151 Гражданского кодекса РФ компенсацию морального вреда с ответственных лиц за содержание помещений из – за отсутствия средств доступности в данном подъезде. Кроме того, по заявлению вышеуказанных лиц, либо органом Прокуратуры, либо Административно технической инспекцией, или государственным жилищным надзором, либо по заявлению органа местного самоуправления, либо службы социальной защиты населения может быть возбуждено административное, либо уголовное дело. Согласно ч. 6 ст. 13 закона РФ “О защите прав потребителей” при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответственного лица (организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. А также: «Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.» При этом, согласно ч. 4 ст. 4.1 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ “Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено”. Согласно части 4 ст. 20 “Жилищного кодекса РФ” предметом жилищного надзора является соблюдение обязательных требований, к которым относится соблюдение правил содержания общего имущества. В соответствии с ч. 3 ст. 39 “Жилищного кодекса РФ” “Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации”, а не собственниками жилых помещений, либо лицами ответственными за содержание жилых домов. В соответствии с ч. 1 ст. 39 “Жилищного кодекса РФ” “Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме”, ст. 158 “Жилищного кодекса РФ” “Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения”. Согласно ст. 156 “Жилищного кодекса РФ” “Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства”. При этом, законодательство Российской Федерации требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Данное требование указано в: ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; пункте «в» части 10 “Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме” (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), где указано, что общее имущество должно обеспечивать “доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом”. Кроме того, в соответствии с частью 1.1 ст. 161 “Жилищного кодекса РФ” “Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: …  доступность пользования помещениями”. Данное требование также указано в различных нормативных актах и регламентах, например в своде правил ч. 4.17 СП 35-102-2001, говорится, что: «При входе в дом следует предусматривать ПАНДУС или АППАРЕЛЬ …».

Согласно части 23 “Всемирной программы действий в отношении инвалидов” “Любое лицо, возглавляющее какое-либо предприятие, также должно сделать его доступным для людей, имеющих дефекты. Это относится к государственным учреждениям различного уровня, неправительственным организациям, фирмам и частным лицам”. Аналогичная правовая норма указана в ст. 161 “Жилищного кодекса РФ”. Данное требование также указано в ч. 2 раздела V. Постановлении Правительства РФ от 17.03.2011 г. №174 «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», согласно которому: «… организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счёт собственных средств, в соответствии с законодательством РФ осуществляется реализация следующих мероприятий: приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения …».

Беспрекословность выдвинутых государством требований по обеспечению доступной, безбарьерной среды для маломобильной группы населения подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, согласно которой “Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур … несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ”. Статьёй 9.13 “Кодекса РФ об административных правонарушениях”, предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в виде административного штрафа до 30 (тридцати) тысяч рублей. Кроме того, согласно ст. 7.22 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, несут персональную ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей, за нарушение правил содержания жилых помещений. А также, ст. 14.4 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований влечёт наложение административного штрафа до 50 (пятидесяти) тысяч рублей. Таким образом, согласие собственников помещений на установку в подъезде жилого дома технических средств доступности не требуется. Это относится к прямым обязанностям жильцов данного подъезда, а также ответственных лиц за надлежащее содержание жилых помещений.

Нарушение технического регламента руководителями ЖКХ

В соответствии с частью 1.1 ст. 161 “Жилищного кодекса РФ” к лицу, ответственному за размещение оборудования (пандусов) на пути движения по маршу лестницы может быть применена ст. 14.43 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” согласно которой, нарушение требований технических регламентов к продукции, либо к продукции и связанными с ней требованиями к монтажу, эксплуатации, хранению, влечет наложение административного штрафа до 300 (трёхсот) тысяч рублей. За вышеуказанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, либо создавшие угрозу причинения вреда предусмотрено наложение административного штрафа до 600 (шестисот) тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Повторное правонарушение в течение года, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, влечёт наложение административного штрафа до 1000 000 (одного миллиона) рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Нарушение патентного права руководителями ЖКХ

Вне зависимости от вышеизложенного, в отношении лица, нарушившего права правообладателя, может быть дополнительно возбуждено Административное дело по ст. 7.12 “Кодекса РФ об административных правонарушениях”, согласно которой предусмотрен штраф до 40 (сорока) тысяч рублей. Либо возбуждено Уголовное дело по ст. 147 “Уголовного кодекса РФ”, предусматривающее штраф до 200 (двухсот) тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5 (пяти) лет.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*