Инвалиды: язык и этикет

i   2

Инвалиды:  язык и этикет

В этой  брошюре мы хотим привлечь ваше  внимание к лексике, которую пред- почитают люди  с инвалидностью, когда речь  идет  о них.  Дело  не только в том,  что корректный язык помогает формировать позитивный образ человек а  с инвалид- ностью, но и в том,  что некоторые привычные всем  слова, понятия и фразы, по сути своей – ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем,  что мы думаем и как ведем себя  по отношению к другим людям. Даже если чело- век считает себя  воспитанным, не лишним будет прислушаться к этим рекомендаци- ям,  –  что  желательно учитывать при  общении с людьми, имеющими те или  иные формы инвалидности.

Это не правила (не нужно думать, что люди  с инвалидностью требуют какого- то специального обхождения), а всего лишь  рекомендации, которые, надеемся, по- могут нам наладить контакты и снять неловкость, которая неизбежно возникает, ког- да кто-то впервые сталкивается с чем-то незнакомым. Эти рекомендации могут при- годиться всем, но, в первую очередь, они адресованы людям, сталкивающимся по ро- ду своей деятельности с инвалидами – журналистам, работникам сферы обслужива- ния, гостиниц, аэропортов, вокзалов, ресторанов, водителям…

Мы бы хотели, чтобы эти материалы помогли нам создать общество, где все лю- ди имеют равные возможности и находятся в равных условиях, где люди,  чем-то не- похожие на большинство, не подвергаются дискриминации, основанной на стерео- типах и проявляющейся в наших словах и действиях.

Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, инвали- ды чувствительны к словам, усугубляющим их положение. Для того  чтобы изменить его,  инвалиды в странах, где движение инвалидов достаточно активно, пропаганди- руют  собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу.

В России же пока  еще не прижилась корректная терминология, которая пред- полагает уважительное обращение ко всем людям. Данная брошюра – вклад в станов- ление этой  терминологии. Изначально она была  составлена по американским и бри- танским источникам: мы использовали рекомендации для работодателей, разрабо- танные на британском форуме по проблемам трудоустройства инвалидов (Disability Etiquette. Employers’ Forum on Disability, 1996) и в Дербиширском Центре Интегриро- ванной жизни (DCIL), а также рекомендации, разработанные американскими орга- низациями для государственных служащих. Перед публикацией на русском языке мы консультировались с нашими коллегами из различных организаций инвалидов. Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых лю- ди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна  из форм социального неравенства.

Она – социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной моде- ли инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терми- нологию.

 

 

Рекомендуем: когда вы говорите или пишете об инвалидах,

 

 

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы:

 

Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы:

 

Инвалид, человек, имеющий инвалидность.

Человек с инвалидностью. Человек с ограниченными возможностями.

Человек с отличающимися возможностями.

 

Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный,

дефективный.

 

Не инвалид – обычный, типичный человек

 

Нормальный, здоровый

(при  сравнении с инвалидом)

 

Человек, использующий инвалидную коляску, человек на коляске

 

Прикованный к инвалидной коляске

 

Врожденная инвалидность, инвалид с детства

 

Врожденный дефект, несчастье

 

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич)

 

Страдает ДЦП

 

Человек, перенесший полиомиелит.

 

Имеет инвалидность

в результате полиомиелита.

 

 

Используйте слова и понятия,

не создающие стереотипы:

Избегайте слов и понятий,

создающих стереотипы:

 

 

Человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом

в результате…

 

 

Страдает от полиомиелита,

от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита

 

Человек с задержкой в развитии

 

Отсталый, умственно неполноценный

 

Ребенок с задержкой в развитии. Медленно обучаемый ребенок.

 

«Тормоз», слабоумный

 

Человек с синдромом Дауна. Ребенок (дети) с синдромом Дауна

 

«Даун», «монголоид», даунята

 

Человек с эпилепсией. Люди, подверженные эпилептическим припадкам

 

Эпилептик, припадочный

 

Душевнобольные люди Люди с психиатрическими проблемами

Люди с душевным или эмоциональным расстройством

 

Сумасшедший, псих

 

Слепой, незрячий, невидящий, слабовидящий человек, инвалид по зрению

 

Слепой, как крот (никогда!), совершенно слепой

 

Человек с нарушением слуха Глухой человек, слабослышащий человек, человек (ребенок)

с остатками слуха

Инвалид по слуху

 

Глухонемой, глухой как пень, глухарь

 

Человек с трудностями в общении

 

Немой

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычны- ми. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Для того, чтобы было  понятно, мы хотели бы показать вам результаты нашего исследования. На пяти  семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участни- кам  (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот ти- пичные примеры, которые мы выбрали более чем из 120 ответов:

Очень распространенное  выражение  «прикован к  коляске»  – «обречен- ность», «цепи».

Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта.

«Больной» – значит, надо  лечить, беспомощный.

Слова «паралитик», «неполноценный»,  «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость.

Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».

«Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуе- мостью, опасностью и, как  следствие, вызывают страх. Таких обобщений воспитан- ные люди избегают в любых обстоятельствах.

Выражения «человек с  ограниченными возможностями»,  «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью»,

«незрячий» вызывают вполне нейтральные ассоциации.

Слово  «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его  приемлемым, поскольку это  слово официальное, наиболее часто упот- ребляемое и ставшее абстрактным.

Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными. Скорее всего, в  повседневной речи  не будет широко использоваться «человек с ограниченными возможностями». Во-первых, этот оборот слишком длинный, а, во-вторых, не вполне точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так  же люди  вряд  ли будут употреблять в устной речи  «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при пе- редвижении».

С другой стороны, есть  сленг, которым пользуются сами инвалиды, общаясь между собой. Они  считают нормальным употребления таких слов,  как  «опорник»,

«спинальник», «шейник», «колясочник». Однако вряд  ли можно ожидать, что эти вы- ражения смогут употребляться широко и станут понятны широкой публике без объ- яснения.

Еще одно, на что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. «Жертвы» – это излишне драматический образ вечно нес- частного и беспомощного человека. Человек, который, «несмотря на что-то», «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – тоже очень распространенный об- раз. «С него нужно брать пример здоровым людям!» Создавая такой образ, автор незаметно для себя  впадает в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений. Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.

Наша  речь  связана с  этикетом. Но,  даже используя корректные  выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Мы хотим помочь вам из- бежать этого и предлагаем рекомендации, написанные инвалидами на  основании своего собственного опыта.

10 общих правил этикета

Эти правила используются работниками общественных служб США. Они составлены К.Мейер, Национальный Центр Доступности США.

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать ру- ку – правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обя- зательно называйте себя  и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая бе- седа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и наз- вать  себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока  ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Называть людей по имени или «на ты» можно, только если вы хорошо знакомы.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприка- саемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока  он сам закончит фразу. Не поправ- ляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду,  что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто  может читать по губам, расположитесь так,  чтобы на вас  падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

10.  Не смущайтесь, если  случайно сказали: «Увидимся» или:  «Вы  слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Люди, испытывающие трудности при передвижении

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ более свободного (если нет  барьеров) передвижения. Есть люди, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п., но используют коляску для экономии сил и того, чтобы быстрее передвигаться. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быст- ро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы меропри- ятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Если  существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы чело- век заранее имел возможность принимать решения. Если ваш офис, магазин или банк оборудован пандусом, не загораживайте его и не забывайте чистить на нем снег и ко- лоть лед зимой.

Если Вы готовите встречу, в которой участвуют люди,  имеющие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том,  чтобы там,  где есть  барьеры (ступени, двери, пороги и пр.)  были  люди,  готовые помочь. Позаботьтесь о том,  чтобы человек, ис- пользующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.

Если  возможно, расположитесь так, чтобы ваши  лица  были  на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10 %, остальные люди  имеют остаточное зрение, могут различать свет  и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других

– слабое прямое при хорошем периферическом. Все это можно выяснить  и учитывать  при общении.

Всегда выясняйте, в каком виде  человек хочет получить информацию: шрифт

«по Брайлю», крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета. Если у вас нет возмож- ности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том  виде,  в котором она есть – это все равно лучше, чем ничего.

Если  Вы  собираетесь  читать  незрячему  человеку,  сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.

Если это  важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его  потрогать. При  этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобож- дает  человека от ответственности, обусловленной документом.

Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте человека, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать незрячего человека за руку  – она помогает ему сохранять равновесие.

Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.

Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала,  примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, – кофейный сто- лик».  Предупреждайте о  препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук,  запах, расстоя- ние. Учтите, однако, что не всем  это нравится. Делитесь увиденным.

Обращайтесь  с собаками-поводырями  не  так,  как  с обычными домашними животными. Не командуйте и не играйте с собакой-поводырем.

Не отнимайте и не стискивайте трость человека.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если  он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также осталь- ных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направь- те его руку  на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его  руку, а дайте ему  возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего человека к предмету и брать его рукой этот предмет.

За столом: если вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколь- ко закусок на одной тарелке), можно объяснить ему,  что  где  находится, используя принцип циферблата. Например: «на 12 – кусок сыра, на 3 – салат, на 6 – хлеб».

Когда Вы  общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз  назы- вать  того, к кому Вы обращаетесь.

Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если  Вы перемещае- тесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего чело- века  это означает «видеть руками», осязать.

Избегайте  расплывчатых  определенийописаний  и инструкцийкоторые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас …». Старайтесь быть  точным: «Стакан посередине сто- ла», «Стул справа от вас».

Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами – не забывайте, что привычный жест «там…»  незрячий человек не поймет.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При  спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки  назад – это неудобно.

Люди с нарушением слуха

Абсолютно неслышащих людей очень мало. Степень слышимости варьируется

– часто люди  слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух – это большая проблема для общения, но найти способы эффек- тивного общения можно.

Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если  его  слух позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка положите ему руку  на плечо или похлопайте, но не резко.

Если  вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу. Однако быстрое мигание света будет ассоци- ироваться с опасностью.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существу- ет много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, ка-  кой предпочесть, спросите.

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него.

Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки непра- вильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходя- щий уровень.

В другом случае понадобится лишь  снизить высоту голоса, так как человек ут- ратил способность воспринимать высокие частоты.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, осо- бенно в ухо, тоже не надо.

Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое  предложение. Используйте жесты.

Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.

Если Вы не поняли, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать.  Но избегайте при этом даже намека на снисходительность.

Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электрон- ной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была  точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли про- ще  переписываться. Не говорите: «Ладно, это  неважно…» Сообщения должны быть простыми.

Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных по- мещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть  барьерами.

Не  меняйте тему разговора без  предупреждения.  Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо  непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:

– из десяти слов хорошо прочитываются только три;

– нужно смотреть в лицо  собеседника и говорить ясно  и медленно, использовать  простые фразы и избегать несущественных слов.  Не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова – это  изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности.

– нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите под- черкнуть или прояснить смысл сказанного.

Переводчик: необходимость в его участии зависит от ситуации и людей, вовле- ченных в общение. Участие переводчика позволяет:

– Повысить качество общения и избежать непонимания;

– Избежать недоразумений и недовольства при разговоре;

– Экономить время;

– Участники разговора более свободно и богато выражают свои  мысли.

Несколько советов при  работе с переводчиком:

– Задача переводчика – облегчить общение. Обращайтесь при  разговоре не- посредственно к  неслышащему собеседнику, а  не  к  его  переводчику. Не говорите:

«Спроси его…», «Скажи ей…».

– Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том  числе не относящееся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры, и Вам нежелательно просить переводчика не делать этого

Люди с проблемами речи

Трудности в речи  могут быть  самыми разными – слабый голос, затрудненная речь, афазия, при  которой человек затрудняется в произношении отдельных слов. Главное, будьте терпеливы, разговаривая с человеком, имеющим такие проблемы.

Не игнорируйте человека, которому трудно говорить.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с таким собеседником займет у вас больше времени. Не перебивайте и не поправляйте собе- седника. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более сво- бодном времени.

Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.

Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.

Старайтесь задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не притворяйтесь, если не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поня- ли, и реакция собеседника Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что не по- няли.  Если Вам  снова не удалось понять, попросите произнести слово в более мед- ленном темпе, возможно, по буквам.

Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может по- нять Вас.

Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник  использовать другой способ – написать, напечатать. Предложите другие способы общения –можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину».

Люди с задержкой в развитии

Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают но- вую информацию дольше, чем среднестатистические люди. Однако все это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности воспитания, местных традиций. Очень часто «умственно отсталыми» ошибочно называют людей, которые имеют на- рушения речи, слуха и не могут воспринимать информацию как другие.

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.  Если вам  нужно объяснить сложную вещь,  «разбейте» ее на части.

Избегайте словесных штампов и образных выражений, если  вы не уверены в том,  что Ваш собеседник с ними знаком. Избегайте сарказма и намеков.

Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте Вашему со- беседнику возможность обыграть каждый шаг после объяснения. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза  не поняли.

Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет опыт, как и любой взрослый человек. Обращайтесь с ним,  как со взрослым и обсуждайте с ними то, о чем вы обычно говорите с другими людьми – последние новости, погода, планы на выходные дни и пр.

Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Некоторые люди с задержкой в развитии стремятся угодить собеседнику и говорить то, что,  как  им кажется, от них  хотят услышать. Поэтому, чтобы добиться достоверной информации, задавайте вопросы на интересующую вас тему  несколько раз, несколько перефразируя их.

Люди с проблемами в обучении

Такая форма инвалидности скрыта. Люди, имеющие такие проблемы, испытывают  трудности с запоминанием и извлечением из памяти информации, но не с самим  мыслительным процессом. Довольно часто такие люди  имеют очень высокий уровень интеллекта. Нарушения памяти встречаются довольно часто и очень разно- образны. С ними связаны функциональные ограничения слуха, речи, академических способностей, внимания, организованности, координации, восприятия и интеграции  информации, гибкости мышления и пр. Соответственно, люди  проявляют раз- личные признаки, связанные с нарушением памяти:

– Проблемы с восприятием текста (дислексия);

– Неспособность к ручному труду,

Неспособность воспринимать информацию на слух (или зрительно);

Прямолинейное, негибкое восприятие.

Когда Вы понимаете, что  человек не воспринимает  информацию в каком-то виде,  предложите другой (если человек не может читать, объясните ему на словах, если не воспринимает на слух  – запишите и т.д.). Если затрудняетесь – спросите. Будь- те честным со своим собеседником.

Люди с психиатрическими проблемами Психические нарушения – не то же  самое, что  задержка в развитии. Люди  с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них может быть  свой  особый, изменчивый взгляд на мир.

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нужда- ются в дополнительной помощи и специальном обращении.

Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных  выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди  с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя  спокойно.

Неверночто  люди  с психическими  нарушениями  всегда  принимают  или должны принимать лекарства.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.

Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.

Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что – плохо.

Если  человек, имеющий психические нарушения, расстроен или  начинает испытывать стресс, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему. Возможно, нужно будет связаться с кем-то из его близких.

Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела   или  конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

Если  вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно  обращать свое  внимание на его движения.

При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

Перед тем, как сесть за стол с человеком, который не может управлять своими руками, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соло- минка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.

Если  в магазине человек, который не может управлять руками, попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему  в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер – при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.

При  входе в автобус (троллейбус, трамвай) прежде чем предложить свою  по- мощь, спросите, нужна ли она – некоторым помощь посторонних только мешает.

Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно» приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои  аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.

Люди маленького роста

Существует около 200 причин, которые приводят к нарушениям роста челове- ка. Очень часто людей маленького роста недооценивают, воспринимая, как детей.

Убедитесь, что человек может достать необходимые предметы и использовать оборудование, например, телефон и т.д.

Разговаривая с человеком маленького роста, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши  лица  были  на одном уровне – можно сесть на стул,  на корточки, наклониться.

ВИЧ-инфицированные люди

У людей с ВИЧ/СПИДом поражена иммунная система, поэтому их организму труднее бороться с инфекциями.

Не бойтесь заразиться ВИЧ/СПИДом от прикосновения. Поэтому вы вполне можете подать руку  ВИЧ-инфицированному человеку.

Если вы относитесь к человеку с ВИЧ без предрассудков, дайте ему понять, что вы принимаете и цените его.

И, наконец…

Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправиль- но. Если сомневаетесь, – рассчитывайте на свой  здравый смысл и способность к со- чувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, – спроси- те об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим: ведь  Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть  понятым – Вас пой- мут.  Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет наладить об- щение и разрядить обстановку.

Относитесь к другому человеку, как к самому себе, и точно так же его уважайте

– тогда все будет хорошо.

Особенности различных видов инвалидностей

Инвалидность это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным – и мне, и другим»

з интервью с Еленой Дунаевой, инвалидом I группы, г.Ухта)

Эта брошюра выпущена в рамках проекта «Внедрение в России идей независи- мой  жизни инвалидов» наряду с двумя другими – «Движение независимой жизни» и

«Инвалиды: терминология и этикет». Все три дополняют друг  друга.

Цель данной брошюры – познакомить людей, главным образом тех, кто по ро-  ду  деятельности сталкивается с  самыми разными людьми, с  некоторыми самыми распространенными видами инвалидности. Мы не претендуем на то, чтобы это изда- ние считалось энциклопедией или медицинским справочником – оно не предназна- чено  для специалистов-медиков, хотя источники, которыми мы пользовались, впол- не достоверны. При составлении брошюры мы обращались за материалами в орга- низации, которые работают с людьми, имеющими те или иные формы инвалиднос- ти. Выражаем этим организациям и их сотрудникам нашу  благодарность: президен- ту благотворительной организации инвалидов «Дом  «Душа  человека» И.Е. Доненко, Московскому обществу рассеянного склероза, ответственному секретарю журнала Всероссийского  Общества Глухих «В едином строю» Т.М. Тукузовой, организации

«Даунсайд Ап», директору Новосибирской региональной библиотеки для  слепых и

слабовидящих Ю. Лесневскому, президенту РООИСБ «Астом» В.Г. Суханову и Р. Орша- нскому (Благотворительный фонд поддержки стомированных больных «Колон»).

Отдельное спасибо  Л.Н.  Индолеву  и  сотрудникам  «Перспективы»,  которые внесли полезные замечания. Кроме того, источниками материалов для  брошюры послужили публикации на сайтах российских и зарубежных организаций инвали- дов, а также материалы, опубликованные в виртуальной библиотеке НКО.

Одна  из главных причин, порождающих стереотипное и, в основном, негативное  отношение к инвалидам, – это  отсутствие доступной информации о них.  Есть масса специальной литературы, адресованной медикам, однако она  не может и не должна быть  предназначена для обычного читателя. Тем не менее, очень многим людям такая информация будет полезна. Часто незнание приводит к неверным действиям, а еще чаще  – к нежеланию общаться. Из-за  этого окружающие часто игнорируют инвалидов, а те, кто сталкивается с ними по роду  деятельности, полагаются на свои знания и здравый смысл. Мы хотим предоставить информацию, которая позволит снять напряженность, которая время от времени неизбежно возникает у любого человека при встрече с незнакомым и непривычным.

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Это определение – из Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ», принятого в ноябре 1995г.

Определение из «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1993 г.: «Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных  или  сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний».

Еще есть  определение инвалидности, принятое международным сообществом инвалидов и  имеющее существенное отличие от  приведенного  выше. На русский язык оно  переводится так:  «Инвалидность – препятствия или ограничения деятель- ности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими откло- нениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди иск- лючаются из активной жизни».

Люди, использующие инвалидные коляски

Инвалидными колясками пользуются люди:

· после тяжелой травмы позвоночника;

· перенесшие ампутацию нижних конечностей;

· с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП);

· с тяжелой формой рассеянного склероза

· после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, при- ведшего к нарушению функций нижних конечностей.

Травма позвоночника

При  некоторых тяжелых переломах позвоночника происходит повреждение спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей (рук и ног), вследствие чего  происходит их  паралич. Позвоночник может быть  сломан в разных местах (на различных уровнях). Уровень поражения указывает на  отдел спинного мозга, ниже которого чувствительность и движения нарушены или отсут- ствуют. Их отсутствие может быть  полным или частичным, постоянным или времен- ным.  Последствия травмы позвоночника бывают различными – в зависимости от то- го, какая часть спинного мозга повреждена и насколько.

Параплегия означает, что спинной мозг поврежден в любом месте, ниже шей- ного  отдела. В результате у человека с параплегией не работает нижняя часть тела  и нижние конечности, а также часть внутренних, «тазовых» органов. На своем «сленге» инвалиды называют таких людей «спинальниками».

Тетраплегия означает, что спинной мозг поврежден на уровне шейного отдела. В результате повреждения у человека полностью или частично не действуют и лишены чувствительности руки и ноги (греческое слово «тетра» означает «четыре»). В дан- ном случае у людей могут быть  повреждены также органы дыхания, терморегуляции,«тазовые» органы. Такого человека еще называют «шейником”

з книги Бернадетт Феллон «Теперь ты парализован…» в переводе В.М. Труфа- нова – «Болезнь и я», выпуск 1, г. Пермь, 1996 г.)

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) – термин, который используется для опи- сания группы хронических состояний, связанных с координацией движения и мус- кульным тонусом. Эти состояния обусловлены поражением одного или нескольких от- делов мозга в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич – состояние не прогрессирующее, одна- ко, при определенных условиях может развиваться: могут наступать улучшения, ухудшения или сохраняться стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя  ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут привести к улучшению функций.

ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу.  В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, «танцую- щая»  походка. Кроме того, могут возникать также аномальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.

Чаще  всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном пе- риоде, причем они  не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в  течение первых двух  лет  жизни. Они  связаны с  черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или мозговыми инфекциями.

Существуют три основные вида  ДЦП:

· спастический (напряженные и затрудненные движения);

· атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения

· атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины). В некоторых людях все эти виды  могут сочетаться.

Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться услуги поддержки – например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консуль- тирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно.

(Перевод текста, написанного в 1997 г. организацией United Cerebral Palsy)

Рассеянный склероз

неврологическое заболевание, не зависящее от возраста человека и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических из- менений в человеке не происходит. Основными признаками болезни являются:

· пошатывающаяся («танцующая») походка, что вызывает передвижение с по- мощью костылей или трости;

· слабое зрение и очень быстрая утомляемость;

Люди с рассеянным склерозом зачастую сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, особенно представителей органов милиции. Это связано с пошатывающейся походкой, из-за которой представители милиции часто задерживают людей с рассеянным склерозом по обвинению в пьянстве или наркомании.

(Информация предоставлена Московским Обществом рассеянного склероза)

Невидящие

Нарушение зрения может быть различной степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной слепоты, когда человек не может различать цвет  и форму, но может видеть свет.  Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около

80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% – потеряли зрение в ре- зультате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тен- денцию к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно сво- бодно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от ос- тальных людей.

В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть  в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды  в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местнос- ти. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или соба- ки-поводыря.

Школы для слепых дают  знания в полном объеме средней школы и выдают ат- тестаты зрелости стандартного образца. В этих школах учатся немного дольше, чем в обычных (5 лет в начальной школе), поскольку дополнительный год дается на обу- чение ориентированию на местности и изучение шрифта Брайля (объемный шрифт, позволяющий человеку читать тексты пальцами, наощупь). Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по самым различным специальностям

– в юридических конторах, диспетчерских и  справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционными для незрячих являются прес- тижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Одним из основных мифов, касающихся невидящих людей, является представление о том, что практически все невидящие люди склонны к ясновидению и телепатии. Однако, людей, склонных к ясновидению и телепатии, среди незрячих пример- но такой же процент, как среди видящих людей. Этот миф не имеет под собой реальной основы. С другой стороны, в силу развития повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как  колебания воздуха, звуковую информацию, чего  люди зрячие не замечают.

о  материалам,  предоставленным  директором  Новосибирской  региональной библиотеки для слепых и слабовидящих Ю. Лесневским)

Неслышащие

Статистикой установлено, что примерно у 10% населения любой страны есть различные формы нарушения слуха. Исходя из степени потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих (но не глухонемых! Этот термин часто используется людьми, однако ошибочно, потому что если  человек не слышит, это не значит, что он не мо- жет общаться), слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты ча- ще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия приме- нения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впро- чем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, не- долеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слу- ха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Неслышащие от рождения дети, как правило, посещают спе- циальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах.

Высшее образование для инвалидов по слуху доступно в нескольких вузах стра- ны:  в  Москве – это  МГТУ им.  Баумана (там создан социально-реабилитационный центр) и МПГУ (бывший педагогический институт им. Ленина, где создана спецгруп- па на дефектологическом факультете); Институт социальной реабилитации Новоси- бирского государственного технического университета, межрегиональный реаби- литационный центр в Санкт-Петербурге.

Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по систе- ме кандидата педагогических наук  Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах.

(По  материалам, предоставленным Т.М. Тукузовой, ответственным секрета- рем журнала Всероссийского Общества Глухих «В едином строю»)

Синдром Дауна

Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным аномалиям: у человека с синдромом Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей может быть абсолютно обычным. Медициной до сих пор точно не установлены причины появления у некоторых эмбрионов лиш- ней хромосомы. В большинстве стран сегодня наличие лишней хромосомы не рас- сматривается как болезнь.

Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – ли- цо  монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорцио- нально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развивать- ся несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы разви- тия.  Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети:  ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дау- на разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каж- дый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои  способности, если  они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение об- щества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один  из основных стереотипов – о том,  что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна.

о материалам организации ДАУНСАЙД АП)

Психиатрические заболевания

Психиатрические заболевания связаны с расстройством центральной нервной системы. Человеческий мозг контролирует восприятие (зрение, слух), память, мыш- ление, речь, равновесие, возникновение и проявление чувств (эмоций), дыхание и т.д. Любая  из этих функций и их синхронная работа могут быть  нарушены в резуль- тате  психического заболевания. С другой стороны, хронические психические забо- левания схожи в определенном смысле с любой другой хронической болезнью, нап- ример, сердечно-сосудистой болезнью или диабетом. На сегодняшний день не выяв- лена  главная причина возникновения душевного расстройства, но известно множе- ство обстоятельств, провоцирующих начало болезни, улучшающих или ухудшающих течение психического заболевания.

Признаками психических заболеваний являются:

· возникновение  резко выраженных  изменений в  повседневном поведении (избыток или отсутствие сна,  аппетита, появление рассеянности, заторможенности или избыточной возбужденности, не характерной для человека раньше);

· затруднение мышления и общения;

· мания, навязчивые состояния (упорные и ничем не  оправданные попытки развернуть какую-либо деятельность, не подходящую к месту и времени, доминанта какой-либо идеи  и т.д.);

· негативизм, в том числе отказ от помощи;

· злоупотребление алкоголем и наркотиками;

· длительная депрессия;

· иллюзии и галлюцинации;

· неспособность справляться с повседневными делами;

· колебания настроения и т.д

Наиболее распространенными психическими заболеваниями являются маниа- кально-депрессивный психоз и шизофрения.

Маниакально-депрессивный психоз – периодические перепады настроения от сильного возбуждения и эйфории до пассивности и подавленности.

Шизофрения – это общее название целой группы психозов, при которых сос- тояние характеризуется аномальным мышлением, поведением и эмоциями.

Поведение душевнобольных, степень расстройства их психики может сильно варьироваться в зависимости от формы, характера течения и индивидуальных осо- бенностей личности. Поэтому невозможно описать «типичное поведение шизофре- ника», дать окончательный список симптомов. Важно знать, что хроническое душев- ное заболевание всегда идет  волнами: обострение – это нарастание, или «атака» бо- лезни, и ремиссия – благоприятный период, когда лишь  незначительные колебания состояния и некоторые странности отличают больного от остальных людей.

з книги И.Е. Доненко «Инициативы» – Благотворительный фонд «Душа чело- века», 1995)

Эпилепсия

Эпилепсия – хроническое состояние нервно-психического характера. Признаками эпилепсии являются судорожные проявления (припадки) и, в некоторых случаях, психические – интеллектуальные или эмоциональные – отклонения. Причина эпилепсии недостаточно изучена, однако большая роль  принадлежит наследственности. Эпилепсию относят к заболеваниям предрасположения.

Во время приступа эпилепсии – внезапного и относительно кратковременно- го – может наблюдаться полное отключение сознания, падение или судороги, кото- рые проявляются в напряжении всей  мускулатуры, часто с закидыванием головы и прикусом языка, затем в течение 1-2 минут наблюдается подергивание всей мускула- туры. Человека в случае приступа необходимо уложить на горизонтальную поверх- ность, расстегнуть ворот рубашки, расслабить пояс  и следить, чтобы человек не при- кусил язык. Для  этого необходимо между верхними и нижними зубами поместить что-нибудь твердое, например, ложку, ручку и т.д.

Человек, подверженный приступам эпилепсии, в большинстве случаев использует  медикаменты и может контролировать наступление приступа и предупредить окружающих. В остальном люди  с эпилепсией обучаемы, работоспособны и общи- тельны.

Стомированные люди

 

Стома – это  отверстие через которое кишечник или мочевые пути  выводятся на переднюю брюшную стенку. Стому накладывают по самым разным причинам: онкологического заболевания кишечника, порока развития у новорожденного ребенка, травмы; с целью  исключить нижележащий участок кишечника из процесса пищеварения. Делается это  для  того, чтобы избавить пациента от основного заболевания или его последствий. Таким образом, стомированный пациент формально не является больным, а стома не является болезнью, оставаясь, как  следствие перенесенной операции и вынуждая ее обладателя приспосабливаться к совместной с ней жизни.

Приспособление к стоме – нелегкий период в жизни человека. Проблема реабилитации стомированных людей, которых в последние годы  становится все больше,  впервые была  поставлена в России в 1990-е гг. В это время в Москве и Петербурге появились первые центры  и  кабинеты,  обслуживающие стомированных  людей. Впоследствии возникли организации и фонды, которые помогают осуществлять медико-социальную реабилитацию, обеспечивать людей современными  средствами ухода за стомой и способствуют разработке новых методов в области проктологии.

о  материалам  сайтов  Региональной  общественной  организации  инвалидов-стомированных  больных  «Астом» и  Благотворительного  фонда  поддержки стомированных больных «Колон»)

 

Мы входим в третье тысячелетие, решительно заявляя, что в каждом обществе права человека должны соблюдаться и находиться под защитой. Данная Хартия приз- вана воплотить это заявление в жизнь.

Основные права человека, по-прежнему, ежедневно нарушаются во всем  мире, и это  касается 600  миллионов детей, женщин и мужчин с ограниченными возмож- ностями. Мы стремимся создать мир,  где равные возможности для них станут естест- венным следствием просвещенной политики и цивилизованного законодательства, обеспечивающих полноценную включенность этой категории населения во все сфе- ры жизни общества.

Научный и гуманитарный прогресс в ХХ веке  укрепил наше  понимание уни- кальности человеческой жизни и личности каждого человека. Однако игнорирова- ние,  предубеждение, страх продолжают определять взаимоотношение общества и людей с ограниченными возможностями. В третьем тысячелетии мы должны при- нять  инвалидность как  одно  из  многообразных  проявлений человеческой жизни. Согласно статистике, в среднем  10 % жителей нашей планеты имеют врожденные или  приобретенные ограничения жизнедеятельности, и, примерно, одна  семья из четырех имеет в своем составе инвалида.

В развитых и развивающихся странах, в северном и южном полушариях земного шара сегрегация и маргинализация отводят людям с ограниченными возможностями низшую ступень в социальной и экономической иерархии. В ХХI веке мы должны добиться, чтобы человеческие и гражданские права и обязанности этой  категории населения признавались аналогичными правам и обязанностям всех  людей.

ХХ век  продемонстрировал, что,  используя достижения человеческой мысли, можно расширить доступ  ко всем  ресурсам общества – физической, социальной и культурной среде, транспорту, информации и технологиям, средствам массовой информации, образованию, правосудию, системе социального благосостояния, занятости, спорту и отдыху, гражданскому волеизъявлению и отправлению религиозных культов. В ХХI веке мы должны обеспечить каждому доступ к благам человеческой цивилизации и добиться снятия физических и психологических барьеров перед людьми с ограниченными возможностями, открыть для них пути для активного участия в жизни общества. Такой подход будет способствовать  активизации участия членов общества в его жизни и руководства им, наполнит теплотой человеческие отношения,  сделает Землю  и вселенную, где будет торжествовать разделенная любовь, еще прекрасней.

Ежедневно, каждую минуту, все  больше детей и взрослых пополняют число людей с ограниченными возможностями, у которых нарушения в организме стали результатом несовершенства профилактических мер  по предупреждению заболе- ваний или неудачной попытки лечения излечимых болезней. Глобальная иммуни- зация и другие профилактические стратегии не являются более только благими по- желаниями, а выступают как практические и  экономически эффективные возмож- ности. Требуется, чтобы политическое решение данной проблемы, прежде всего на правительственном уровне, положило конец этому унижению человечества.

Новейшие технологии позволяют манипулировать генетическими компо- нентами биологической жизни, и этот процесс проходит в рамках гуманитарного контроля лишь  теоретически. Это вносит новые этические измерения в междуна- родный диалог по проблемам профилактики риска возникновения и развития ин- валидности. В третьем тысячелетии мы должны разработать политики, основан- ные  на сострадании, исходя из уважения к достоинству и целостности человечес- кой  личности и унаследованному в ходе эволюции человечества  равновесию и преимуществах, вытекающих из  многообразия существующих между людьми раз- личий.

 

По материалам РООИ ПЕРСПЕКТИВА . Москва

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*