Пациенты теперь могут подавать в суд иски к клиникам и диспансерам

i44

Согласно постановлению пленума Верховного суда РФ №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (от 28 июня 2012 года), пациенты теперь могут подавать в суд иски к клиникам и диспансерам по фактам некачественных медицинских услуг по закону «О защите прав потребителей».

 

Итак, из чего исходит суд теперь при обращении недовольного пациента? Каждый обратившийся в суд пациент (или его родственники) априори признается потребителем медицинских услуг в системе ОМС.

Ну а раз это так, то потребитель уже автоматически имеет право на качественную медицинскую услугу. На то, что его будут лечить безопасно, на то, что ему сообщат, кто его будет лечить на всех этапах заболевания, из чего будет эта медицинская услуга состоять и т. п.

Важно, что теперь ЛПУ обязаны, невзирая на их собственные сложности, обеспечить сроки предоставления лечения, а если вдруг пациентом обнаружены у этой услуги недостатки, то по закону о правах потребителя пациенту должны сообщить срок, в который недостатки будут устранены. Способов защиты пациентов теперь по закону о потребителях тоже стало в разы больше, чем было их по Гражданскому кодексу раньше.

Разрешите разъяснить

К примеру, при обращении к врачу пациенту (и по закону теперь обязаны сразу же!) сообщить сведения: о лечащем враче, о том, какова его квалификация, каковы польза и риск от предстоящей процедуры или операции, какие есть способы лечения, в том числе и альтернативные, чем они друг от друга отличаются, какое лечение максимально эффективно и как оно должно сказаться на здоровье данного конкретного пациента. Факт информирования пациента документально фиксируется, иначе больной по суду теперь может требовать взыскать компенсацию морального вреда, поскольку его права потребителя нарушены.

К примеру, устаревшие операционные технологии, несущие грубые шрамы, долгое заживление при наличии более современных методик могут быть причинами иска больного к ЛПУ, если информация о современных методах лечения, в том числе проведения операций, не доведена до пациента.

Конец очередям?

Если углубиться в закон о потребителях, то в нем четко оговорено право на срок исполнения услуги. Так что теперь бюджетное здравоохранение жестко ограничено сроками, указанными в территориальной программе ОМС, а у пациентов есть право отстоять свои права на своевременную помощь. Отсутствие оборудования, квалифицированного врача, ресурсов или расходных материалов после истечения оговоренного в программе срока становится головной болью главврача и возможностью вчинить ЛПУ иск.

К примеру, больному нужен бесплатный талон на обследование или на процедуру. В ряде областей очередь на нее может быть на несколько месяцев вперед, что вынуждает пациента идти и получать услугу за деньги. Согласно территориальной программе госгарантий, в большинстве областей РФ предельный срок ожидания диагностического обследования не превышает двух недель.

Теперь заглянем в закон: согласно ст. 28 закона «О защите прав потребителей», если исполнитель (а в данном случае медучреждение) нарушил сроки оказания услуги, то потребитель (у нас это пациент) по своему выбору может согласиться на новый срок или же поручить услугу третьему лицу за разумную цену. А затем, после получения услуги, требовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.

То есть идет больной на 15-й день, получает платное обследование в медцентре и затем требует по суду оплаты всех убытков, причиненных ему бюджетным ЛПУ в связи с истекшими сроками оказания услуги. Своевременная диагностика особенно важна в случае, когда она касается онкологического больного.

Наплевательство дорого

Даже экономически работать плохо, небрежно, наплевательски по отношению к пациентам бюджетникам будет теперь крайне невыгодно. Если ЛПУ не согласится возместить стоимость платного обследования в частной клинике в течение не более 10 дней, пациент может подать к ЛПУ в суд иск на компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя.

В пользу потребителя с поликлиники судебным решением еще взыскивается и штраф в размере 50% от присужденной суммы, ЛПУ заплатит также еще и существенную денежную госпошлину, что удорожит медуслугу только для данного больного для ЛПУ в десяток раз, а если таких исков будет несколько, ЛПУ просто обанкротится, а главврач потеряет работу.

Что особенно вдохновляет, что могут «рассосаться» проблемы самостоятельной покупки пациентами лекарственных средств в стационаре. Ведь в стандарт лечения (а значит, для получения медуслуги в клинике) входят несколько необходимых пациенту препаратов и медицинских изделий.

Если врач предлагает больному или его родственникам приобрести недостающий препарат или медизделие самостоятельно, то, сохранив кассовый чек, можно по закону о правах потребителя взыскать с ЛПУ стоимость препарата плюс компенсацию за моральный вред, а также штраф.

«Если пациенты в соответствии с “потребительским” законом начнут массово реализовывать свои права, бюджетные медучреждения могут понести громадные финансовые потери,— сказал СМИ руководитель Центра медицинского права Алексей Панов,— поэтому региональным минздравам и главврачам надо срочно перестраиваться и работать по-новому — без очередей и ошибок, что сегодня непросто из-за дефицита медицинских кадров. Но допустившие ошибку врачи научатся наконец извиняться, ведь, как показывает практика Центра медицинского права, увидев искреннее раскаяние медиков, пациенты готовы снижать суммы морального вреда в несколько раз».

«Особых новаций-то нет,— говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин,— просто Верховный суд еще раз напомнил пациентам и медикам, что есть такой инструмент для улучшения здравоохранения в России. Важно будет, насколько независимая экспертиза или экспертиза страховой компании докажет, адекватное ли было предоставлено лечение. Если неадекватное — то можно иск выиграть. Пока в области здравоохранения такой судебной практики не было, но есть наработанная практика по врачебным ошибкам, и такие дела пациенты выигрывают стабильно. Боюсь только, что официальная стоимость услуг, входящих в ОМС, а также лекарств, входящих в перечень жизненно важных, в РФ низка, потому довлеть такие иски над ЛПУ не будут».

Эксперт отметил, что при отказе от предоставления положенного лечения (лекарств) по стандарту выиграть судебный иск возможно. «Стандарты всего, что положено по заболеванию по территориальной программе ОМС, можно запросить в своей страховой компании»,— сообщил Дмитрий Янин.

Эксперт не предполагает вала судебных исков в связи с решением Верховного суда, все-таки судебные иски пациенты чаще подают в случаях серьезных медицинских просчетов. Но важно уже то, подчеркнул эксперт, что иск от пациента теперь можно подать по месту жительства, да и то, что при отказе выполнить законные требования пациента на ЛПУ ежедневно начисляются пени, подстегнет медицинские организации к большей дисциплине.

Иду в суд

Как реально действовать пациенту? Если в оказании медуслуги отказали или она предоставлена некачественно, грубо просрочены сроки оказания медуслуги, предложены платные вместо положенных по стандарту бесплатных и т. п., пациент сначала должен написать претензию клинике, диспансеру, в свою страховую компанию либо в фонд ОМС.

При отказе или несогласии с ответом дальше уже можно обращаться прямо в суд. С этого момента начнет действовать «потребительский» закон, в том числе по пунктам о выплатах неустоек, штрафа, госпошлины.

Теперь больницам, чтобы избежать «разорения», придется очень аккуратно вести медицинскую документацию, а юристы ЛПУ должны будут следить за законностью взаимоотношений персонала и больных и подсказывать, где персонал сильно рискует «попасть на деньги». С момента вступления в силу «потребительского» закона в области медуслуг такие просчеты и плохая организация лечения могут грозить ЛПУ очень высокими экономическими и похоже на то, что спокойные времена для бюджетной медицины закончились. В самое ближайшее время главврачам больниц и поликлиник придется проявить характер и даже жесткость, добиваясь от горздравов и минздравов отличного финансирования, качественной аппаратуры и таких зарплат своим специалистам, чтобы штат был укомплектован полностью, а очереди за бесплатными талонами ликвидированы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*