Закон о правах пациентов

3333333333333

Принят новый закон в области здравоохранения — «Закон о правах пациентов – Patientenrechtegesetz, PRG». Ещё 29 ноября 2012 года прошло его голосование в Бундестаге.Последовали активные обсуждения, в том числе и в прессе. Второго февраля текущего года он утверждён Бундесратом и через три дня, пятого февраля, вступил в силу. Многие положения закона существовали ранее и применялись на практике. Но они были записаны в виде инструкций, отдельных распоряжений и пр. Теперь же сведены в единый закон.

В Германии ежегодно десятки тысяч пациентов предъявляют жалобы в связи с ошибками, допущенными врачами и медицинским персоналом. Иногда эти жалобы основываются на веских доказательствах, порой лишь на подозрениях и предположениях. С введением нового закона позиция больного в таких спорах становится прочнее.

Что же содержит новый закон?

Он регулирует отношения между врачами и пациентами. Точнее, в законе используется термин не «Ärzt — врач», а «Behandler», что означает любого специалиста, проводящего лечение, будь то терапевт, психолог, народный целитель, акушерка и т.д. Для удобства в русском тексте используем всё-таки слово «врач».
Ключевые моменты, отражённые в законе, — это сроки рассмотрения запросов больничными кассами, ознакомление пациента с историей болезни, разъяснения врача, договор о лечении, разрешение конфликта, вызванного лечебными ошибками.

Сроки ответов больничных касс

Во многих случаях, например, при назначении санаторного лечения, иглоукалывания и пр., требуется получить согласие больничной кассы, которая перенимает на себя оплату. Иногда принятие решения затягивалось. Теперь пациенты имеют правовую поддержку и не обязаны неопределённо долго оставаться в ожидании. Больничным кассам для принятия решения установлен срок — три недели. Если требуется привлечение медицинских экспертов, то этот срок продлевается до пяти недель, если вопрос стоит об оплате стоматологического лечения — до шести недель.
Если за отведённое время ответ не поступил, это следует рассматривать как отсутствие возражений. По известному принципу: «Молчание – знак согласия». Пациенты могут спокойно начинать лечение: закон обязывает кассы при отсутствии своевременного ответа оплатить расходы.

Право на ознакомление с историей болезни

По новому закону, пациенты получают право полного ознакомления со всеми записями в своей истории болезни. При этом врачу вменяется в обязанность вести её подробно в бумажной или электронной форме. Должны быть записаны диагнозы, анамнез, результаты обследований, терапия, хирургические вмешательства и их последствия, а также даваемые пациенту разъяснения и получаемые от него согласия на применение того или иного метода.
Любые изменения требуется фиксировать с указанием даты и при сохранении записи о предыдущих назначениях. Если какой-либо этап проводимого курса или данное пациенту объяснение не отражены в истории болезни, это рассматривается в случае конфликта как неудачно проведённое лечение.

Подробные разъяснения

Врачи обязаны в личной беседе давать подробное разъяснение применяемого лечения или обследования, а также сообщать о вероятности риска и расходах, не оплачиваемых больничной кассой. На отсутствие разъяснений я пожаловаться не могу. Например, несколько раз мне пришлось здесь делать гастроскопию. Перед обследованием я получала информационный материал, где на нескольких страницах подробно излагалось устройство пищеварительной системы с приведением рисунка желудка, а также как и зачем вводится зонд. В конце – о риске. Вплоть до того, что в некоторых случаях возможен смертельный исход. Мне нужно было только подписать согласие на обследование с учётом всех возможных опасностей. Правда, иногда бумагу эту у меня забирала медсестра, спросив только, всё ли мне понятно, но порой подробно и с карандашом в руках со мной беседовали врачи.
Теперь, согласно принятому закону, все пациенты смогут всегда полностью и в доступной форме получать разъяснения назначаемого лечения или обследования. И обязательно от врача.
Сейчас всё большее распространение приобретают так называемые индивидуальные медицинские услуги (Individuelle Gesundheitsleistungen, IGeL). Например, некоторые дополнительные онкологические обследования или консультации и прививки при поездках в дальние, в основном, тропические страны. До настоящего времени нередко такие обследования и беседы проводила ассистентка врача (Aerzthelferin). Согласно новому закону, в случаях предоставления индивидуальных услуг разъяснения должен давать только врач. Он же обязан чётко информировать пациента о стоимости предоставляемых услуг.

Договор о лечении (Behandlungsvertrag)

Получив подробные разъяснения, пациент, согласно новому законодательству, заключает с врачом так называемый «Договор о лечении».
§ 630а Гражданского кодекса (Buergerliches Gesetzbuch, BGB) определяет, как этот договор отражает взаимоотношение врача и пациента. Составляется он в свободной форме. В вышеназванном параграфе записано, что лечащий медик (Behandler) обязан предоставить оговорённые с больным услуги. Противная сторона (пациент), со своей стороны, обязуется оплатить расходы в том случае, если плату не перенимает на себя третья сторона, например, больничная касса. Должно быть указано, что лечение проводится по существующим на момент его заключения медицинским стандартам, если нет какой-либо иной договорённости. Здесь приведён практически дословный перевод названного выше параграфа. Коротко и не очень ясно. Когда заключать договор, с кем именно, по какому поводу?
Тогда я позвонила в независимую Всегерманскую консультацию пациентов (unabhaengige Deutsche Patientenberatung) , где и получила подробные разъяснения. Наши отношения со специалистами, постоянно наблюдающими нас, а также с домашним врачом после введения нового закона никак не меняются и никакого специального письменного оформления не требуют. Договор о лечении заключается в том случае, когда мы хотим пройти специальный курс лечения или особые обследования, не оплачиваемые больничными кассами. Тогда врач должен подробно рассказать нам, как будет проходить лечения, какие можно ожидать результаты и побочные действия, сколько стоят услуги, нет ли им альтернативы или параллельных методов. Когда мы во всём разобрались, можно и даже нужно заключить договор, в котором, как записано в законе, указываются права и обязанности врача и пациента.

Ошибка при лечении

Все вышеназванные меры: подробная документация процесса лечения и обследования, расширение прав пациента на доступ к записям в истории болезни, повышение требований к подробному и понятному разъяснению врачом медицинской ситуации, заключение лечебного договора, — направлены, прежде всего, на уменьшение лечебных ошибок и облегчение действий пациента в тех случаях, когда ошибки врачом все-таки допущены.
Если большинство вышеназванных положений уже существовали в той или иной форме, то совершенно новой является записанная в законе обязанность больничных касс оказывать активную помощь пациентам в спорах с врачом, в обосновании требований возмещения нанесённого ущерба, в частности, с привлечением и оплатой медицинской экспертизы. Ранее помощь больничных касс пациентам в подобных конфликтных ситуациях рассматривалась как добровольная, а по новому закону она стала обязательной.
При несущественных ошибках, допущенных при лечении, необходимость доказательства врачебной вины по-прежнему ложится на пациента. Иначе теперь обстоит дело в серьёзных случаях, когда врач обязан показать, что выявленная «грубая лечебная ошибка (grober Behandlungsfehler)», допущенная им, не привела к нанесению ущерба здоровью пациента.
Для того чтобы установить объективную картину, пациент или его адвокат могут, прежде всего, воспользоваться своим правом ознакомления с записями в истории болезни. Копии с нужных документов больной делает за свой счёт. Оригиналы не выдаются. Они будут храниться в архивах в течение десяти лет. Далее пациент может подключить свою больничную кассу, которая назначит эксперта Медицинской службы для выяснения обстоятельств дела. Услуга эксперта предоставляется бесплатно.
Во врачебной палате земли (Landesaerztekammer, Landeszahnaerztekammer) также можно получить бесплатную экспертизу, но в основном при передаче дела в суд. Однако эксперты не смогут помочь вам доказать, что разъяснение этапов лечения было проведено неполно или неправильно, а также дать оценку размеров материального возмещения нанесённого ущерба. Вот на этом лучше остановиться и попытаться (в случае необходимости с помощью адвоката) решить вопросы с врачом, не доводя дело до суда. Иначе, в случаях, когда не удаётся выиграть процесс, потери огромны. Ведение процесса по поводу служебной ответственности и ошибки врача сопряжено с колоссальными расходами, доходящими до нескольких тысяч, а то и десятков тысяч евро. Проигравшая сторона должна оплатить расходы своего адвоката и адвоката противника, судебные издержки, гонорары экспертов.
Тем не менее, если с врачом к соглашению прийти не удалось, и вы намерены продолжить борьбу, то имейте в виду, что заключение экспертов носит не обязательный, а лишь консультативный характер. Это означает, что даже когда эксперты дали оценку не в вашу пользу, вы имеете право подать жалобу в суд. Равным образом и врач может в суде опротестовать решение экспертов. Если стороны не придут к примирительному соглашению, решение выносит суд. В качестве экспертов он приглашает профессоров университетов или главных врачей крупных клиник.
Если вы проиграли процесс в суде первой инстанции, можете апеллировать в Верховный земельный суд, а затем во Всегерманский суд (Bundesgerichtshof).
Лица, не имеющие достаточных материальных средств для ведения судебных дел, могут получить по запросу в социальную службу (Sozialamt) так называемую «помощь на оплату процесса (Prozesskostenhilfe, PKH)», которая представляет собой особую форму социальной помощи. Запрос в социальную службу подаётся после того, как дело поступило в суд и вам стали ясны судебные расходы. Такова полная цепочка борьбы за разрешение конфликта в случае совершения врачом грубой ошибки: ознакомление с историей болезни, получение медицинской экспертизы, оплаченной больничной кассой, передача дела в суд. В случае необходимости во всё более высокие судебные инстанции.
Компенсация за доказанный ущерб возлагается лично на врача. Были предложения создать для этих целей специальный фонд, но после дискуссий пришли к выводу, что за совершённую ошибку должен нести ответственность моральную и материальную непосредственно тот, кто её совершил.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда нет прямого ущерба здоровью пациента, а лечебная ошибка существует. В качестве примера рассмотрим такой случай. Однажды ко мне обратилась читательница нашего журнала с жалобой на стоматолога, неудачно сделавшего зубной протез. Не буду перечислять все её треволнения. Всё-таки они не связаны с угрозой здоровью: можно есть, разговаривать, только больно, неудобно, некрасиво. Налицо медицинская ошибка, но не подпадающая под понятие «грубая». Как быть? С таким вопросом я снова обратилась в независимую Всегерманскую консультацию пациентов. Сотрудники службы подробно, доброжелательно и квалифицированно объяснили положение. Оно не безнадёжно. Как было сказано выше, больной имеет теперь право получить бесплатную экспертизу, назначаемую больничной кассой. Если в рассматриваемом нами конкретном случае эксперты покажут, что работа по изготовлению протеза была выполнена непрофессионально, небрежно и т.д., то касса может обязать врача вернуть полученный за работу гонорар, а вы получаете возможность обратиться к другому специалисту.
Если у вас возникли вопросы по поводу разрешения конфликта с врачом и вообще по правам пациентов, можете получить бесплатные разъяснения независимой Всегерманской консультации пациентов (unabhängige Deutsche Patientenberatung) на немецком языке по телефону 0800-011 77 22. С русскоязычными консультантами этой службы можно связаться по телефону 0800-011 77 24. Работают они по понедельникам и средам с 10 до 12 и с 15 до 17 часов.

http://neuezeiten.rusverlag.de/2013/03/23/1229-3/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*