Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями

i

Обсуждение идей инклюзивного образования в условиях современной российской школы сводится как правило к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителям детей с проблемами в развитии двух путей социально-реабилитационного сопровождения:

  • В рамках специально организованного коррекционного пространства специализированной школы
  • В условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками нетипичного ребенка.

Первый маршрут предусматривает активизацию сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов.

Второй маршрут активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом – коррекцию. Этот путь может оказаться гораздо более эффективным при условии  грамотно организованного социально-психологического сопровождения не только самого ребенка, но всей его семьи.

Семье и ребенку с ограниченными возможностями (при условии сохранного интеллекта последнего) свойственно искажение субъективного образа мира – представлений об отношении к себе и окружающему миру в целом. В качестве психологической защиты появляется отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни.

К наиболее часто встречающимся деформациям образа мира и нарушения адаптации относят «комплекс жертвы», выражающийся в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности, снижении самооценки, и «комплекс отверженности», для которого характерна социальная индифферентность, отгороженность, привычка рассчитывать только на себя.

И в том, и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается с внешним локусом контроля — экстернальностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами (не «я делаю», а «со мною происходит», «так уж сложились обстоятельства», «от судьбы не уйдешь»). Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие как родителей, так и их детей, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями ведет к базовым нарушениям адаптации к жизни, т.е. нарушениям динамического равновесия внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существования и удовлетворения основных жизненных потребностей ее членов. Перед семьей возникает проблема, от которой невозможно уйти  и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации.

Как следствие – появляется непродуктивная адаптация к жизни. Семья стремится к фиксированному, негибкому построению отношений внутри себя, между близкими людьми и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодным, неадекватным способом. Именно такой тип адаптации провоцирует действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья нетипичного ребенка приспосабливается к жизни, но эта адаптация непродуктивная, заключающаяся в бегстве от проблем.

Позитивная адаптация к жизни – это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. На наш взгляд, именно этот процесс ставится во главу угла инклюзивного образования. Его основой является специально организованный процесс – социально-психологическое сопровождение семьи и личности ребенка.

Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования включает в себя подавляющее большинство специальных психологов. Они занимаются в первую очередь с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3-12 лет), причем основное внимание  уделяется работе с детьми 3-7 лет. В центре внимания психолога – проблемы обучения и поведенческие проблемы детей с ограниченными возможностями.

Искажение адаптационных процессов социализации ребенка-инвалида особенно заметно на этапе поступления в школу, когда впервые активизируются навыки как первичной, так и вторичной социализации.

В детстве доминантной является первичная социализация: данным понятием  обозначают не только когнитивное обучение, но и процесс эмоциональной идентификации ребенка со “значимыми другими” (с родителями, близкими), когда он воспринимает и интернализирует их мир как единственно возможный и доступный для него. При этом значимый взрослый является репрезентативной фигурой, заслоняющей и заменяющей собой весь социум.

Исследования детей с ограниченными возможностями, поступающих в обычную школу, показывает, что нарушенный процесс эмоциональной идентификации со значимым взрослым на ранних этапах развития влечет за собой серьезные проблемы в обучении и усвоении социальных норм поведения школьника: дети с проблемами в развитии оказываются жертвами затянувшейся родительской опеки, затруднившей процесс самоактуализации личности ребенка в первую очередь – в учебной деятельности.

Как известно,  ребенок 6,5-7 лет переживает состояние  повышенного психического напряжения,  связанное  с возрастным кризисом, когда новая социальная ситуация развития предъявляет новые требования к уровню его психической зрелости.  Подобное  напряжение еще не означает дезадаптацию, оно лишь ускоряет становление новообразований, выражающихся в освоении произвольных  психических функций,  новых операций мышления,  в освоении новых механизмов регуляции,  в построении  более  развитой  и многоуровневой иерархии мотивов, в смене ведущей деятельности.

В учебной  деятельности  эмоциональная дезадаптация детей с ограниченными возможностями проявляется в резком ухудшении концентрации внимания.  Маленький  школьник  проявляет явные признаки панического страха перед вопросами учителя, перед контрольными. При этом речь ни в коем случае не идет о  реальном  снижении имеющегося уровня развития познавательных способностей.  Дезадаптированный ребенок постоянно думает о том,  что его огорчает и тревожит.  При своевременной коррекции эмоционального нарушения,  при снятии  причин, вызывающих невротические реакции,  обычный уровень познавательной деятельности быстро восстанавливается.

К основным причинам повышенного эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями следует отнести:

  • недостаточные  коммуникативные  навыки  (неумение  общаться  со сверстником и затруднения в общении со взрослым-учителем);
  • повышенная  тревожность,  связанная  с желанием полностью соответствовать требованиям учителя, высоким уровнем притязаний и повышенной рефлексивностью поведения;
  • ошибочная педагогическая тактика учителя и/или родителей (поощрение конкуренции,  сравнение и сопоставительное оценивание учащихся).

На устранение этих причин и должна быть направлена деятельность специалистов социально-психологического сопровождения ребенка в рамках инклюзивного образования.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования — это:

— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
— в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни — быть ее автором и творцом.

 

Автор: Михайлина М.Ю.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*