Как добраться до островка безбарьерности?

1212121212121212

 

Доктор Илья Зайферт

 

Доктор Зайферт, сам инвалид-колясочник, полагает, что человека с ограничениями нужно не защищать, а нужно создавать среду, в которой инвалид может справиться со своими проблемами самостоятельно. Ведь, по сути, отнюдь не болезнь или увечье создают ограничения, а те условия жизни, которые предлагает общество людям с ограниченными возможностями.

Очень важно то, что инклюзия (от латинского include – включаю), так называется процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, выгодна не только людям с ограничениями, а всему обществу в целом.

Илья Зайферт привел несколько примеров этому. Он рассказал, как ассоциация инвалидов Германии сражалась с проектировщиками типовых общественных туалетов за каждый сантиметр ширины дверного проема, в этих столь важных, для каждого человека, когда «приспичит», заведениях. Архитекторы упорно сопротивлялись, но, в конце концов, была достигнута договоренность о ширине дверного проема в 90 сантиметров, на которой настаивала ассоциация.

В итоге общественными туалетами теперь могут воспользоваться не только инвалиды-колясочники, но и родители с детьми в колясках, которых бы в ином случае пришлось бы оставлять снаружи. Поручни для инвалидов в кабинках оказались вовсе не лишними для ослабленных пожилых людей и даже для молодых, тех, кто полон сил, но, не рассчитав их, перебрал пива или шнапса.

Светофоры в Германии, оснащенные звуковыми сигналами для незрячих и слабовидящих пешеходов, неожиданно дали эффект снижения дорожно-транспортных происшествий с участием младших школьников. Выяснилось, что ребята, общаясь друг с другом, нередко забывали посмотреть на светофор и попадали под автомобили. Звуковой сигнал, который учащенными щелчками разрешает движение, воспринимается гораздо лучше, и многие детские жизни были спасены, хотя никто не предполагал этого.

Доктор Зайферт предостерег от того, чтобы воспринимать Германию, как идеальное место для людей с ограничениями, но эта страна, подписав Конвенцию ООН о правах инвалидов, предпринимает серьёзные шаги для обеспечения инклюзивного образования и созданию инклюзивной производственной среды. Хотя каждый такой шаг вызывает дискуссии, предметом которых становится цена вопроса: а можем ли мы это себе позволить?

– Беларусь более серьезно, нежели Германия, относится к подписанию Конвенции о правах инвалидов, – говорил депутат, как показалась мне, с некоторой долей иронии. – Германия сначала подписала Конвенцию, а затем стала работать над исполнением её норм и требований. Белорусские чиновники, с которыми я общался в минувшем году, заверяли меня, что Беларусь непременно подпишет Конвенцию о правах инвалидов, как только приблизится к стандартам, устанавливаемым этим документом.

Ну, а пока не приблизилась, можно не заморачиваться? Похоже, что так, хотя и в Беларуси, благодаря, опять же, помощи немецкой стороны в последнее время пытаются создать некие образчики для подражания.

В конце 2012 года в нашей стране стартовал проект «Инклюзивное социальное пространство полезно всем». Инициаторы этого проекта – ОО «Белорусское общество инвалидов» и Всеобщий союз инвалидов Германии «За самоопределение и достоинство» (ABiD). Одним из мероприятий этого проекта должно было стать безбарьерное переоформление средней школы №4 в Жодино.

Она выбрана неслучайно. Неподалеку от неё располагается Молодежный центр, в создание которого немецкая общественная организация Инициатива «Дети Чернобыля» из Мюльхайма уже вложила немалые финансовые средства. С помощью этой организации рядом с четвертой школой был построен теннисный корт, на котором могут тренироваться как обычные спортсмены, так и инвалиды в колясках.

131313

 

Теннисный корт, построенный в Жодино на средства Инициативы «Дети Чернобыля» из Мюльхайма

Школа №4 теперь именуется теперь «опорной школой по интегрированному обучению». По словам Александра Пересыпкина, координатора общественного совета по устойчивому развитию города Жодино, за школой закреплены одиннадцать учеников с различной степенью инвалидности, однако они в основном пока учатся на дому.

В мае этого года в Молодежном центре Жодино состоялась презентация проектов безбарьерной среды для системы учреждений общего и среднего образования в рамках VI этапа Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии. Свои планы преобразования СШ№4 предоставили студенты архитектурного факультета Белорусского национального технического университета.

Директор «опорной школы» Татьяна Макаль в интервью городской газете, оценивая предложения студентов, сетовала на то, что школа не располагает средствами, чтобы сказать: да, это можно осуществить. Потому как в Жодино строится новая десятая школа, и эта новостройка – главная проблема городских властей.

Но, по мнению Татьяны Макаль, кое-что сделать можно и без больших вложений. В частности, весной был переоборудован туалет. За летние каникулы предполагалось установить пандус, поручни в коридорах, убрать пороги в одном из учебных кабинетов и столовой.

Этого, как считает директор, было бы достаточно для обучения ребенка на коляске. В конце нынешнего года сделанное должны будут оценить инициаторы проекта «Инклюзивное социальное пространство полезно всем», в том числе и доктор Илья Зайферт, планирующий приехать в Беларусь.

Что ж, минимальные требования по ликвидации барьеров жодинская школа №4 уже выполнила, в частности, в школу теперь можно заехать по пандусу. Однако, и в новом учебном году, насколько мне известно, здесь так и не появилось ни одного школьника на коляске.

14141414

 

Пандус в школе №4 Жодино

Почему? Наверное, некоторые родители ребят с инвалидностью просто не хотят демонстрировать перед обществом физическую немощь своих детей, да и сами потенциальные школьники на колясках не очень хотят показываться на люди, опасаясь неадекватной реакции. Как отмечал Илья Зайферт, такая проблема в какой-то степени присутствует и в Германии. Однако там люди на коляске на улицах – весьма распространённое явление, не вызывающее любопытных взглядов, к которым столь чувствительны дети-инвалиды.

Но самая главная причина отсутствия школьников-колясочников в «опорной школе по интегрированному обучению», скорее всего, в том, что добраться на коляске из дому до безбарьерного островка четвертой школы без посторонней помощи пока практически невозможно.

Убирать барьеры на улицах и в школах непросто, так же непросто разрушать стереотипы в умах. Но без этого не обойтись, если мы на самом деле всё ещё собираемся строить «государство для народа».

Для всего народа, а не только для тех, кто в состоянии передвигаться на своих двоих…

Павел Могилин

Источник: ex-press.by

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Доступная среда. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*