Реабилитация спортом. Танцы на колясках.

11111111111

Обучение

Когда человек счастлив, он танцует.
А когда танцует, он иногда счастлив.

Станислав Попов, президент РТС.

Студий и танцевальных школ, где учат танцевать на колясках, у нас в России просто нет. Есть клубы по танцам на колясках в Петербурге, где занимаются шесть пар в стиле Комби и одна дуэтная пара (читайте раздел “Статьи”). И есть Центр реабилитации спортсменов-инвалидов в Беларуси, в Минске, где мы были на сборах.

О Белорусском центре реабилитации инвалидов

(г. Минск, пос. Колодищи, 13 – 27 марта 2001 г.)

Об этом удивительном центре мы узнали от белорусских друзей и вскоре получили приглашение пройти курс обучения танцам на колясках. Новый, неизведанный для нашего провинциального города (и для региона тоже) вид спорта, да и спорт ли это – танцы? Да, – спорт, оформленный изящной пластикой и музыкой.

– Необходимо, – считает Валерий Кириллович Коломиец (директор Центра реабилитации и президент Фонда помощи спортсменам-инвалидам), – привлекать к работе и спорту как можно больше молодых людей, особенно с ограниченными возможностями, чтобы они не ходили неприкаянными, не чувствовали себя лишними, чтобы находили занятия по душе. Только так общество будет расти и развиваться, а не деградировать.

Созданный в начале 90-х годов Белорусский фонд по оказанию помощи спортсменам-инвалидам, в своё время попал в программу Международного гуманитарного фонда. В работу фонда вложено много добровольного труда, принесшего поразительные плоды. Пожалуй, в большей степени этому поспособствовали неистощимая активность и стойкость президента фонда, заслуженного тренера РБ, в прошлом известного легкоатлета, которые разбивают любые преграды перед новыми идеями.

Многое сделано своими руками. Кирпич к кирпичу, метр за метром, шаг за шагом. Не такая уж большая территория отведена на этот центр, но так ухожена, так продумано на ней размещение всего того, что необходимо для тренировок, сборов, подготовки к будущим Паралимпийским играм. Этот Центр специально приспособлен для людей в инвалидных колясках. Дорожки, пандусы, душевые комнаты, туалеты, мебель и все прочее в коттеджах, сауне, столовой и в спортивном комплексе благоустроено так, что человек в коляске чувствует себя здесь совершенно физически независимым. Есть даже стиральные машины-автоматы.

Программ по реабилитации здесь несколько: реабилитация через труд, через туризм, компьютерный курс и иностранного языка, и основная программа как главный вид деятельности Центра и фонда – реабилитация через спорт, сюда входят общая физическая подготовка, аэробика, художественная гимнастика, большой акцент делается на спортивные танцы на колясках. Всего в программе, которая выставляется на конкурсах и чемпионатах, 10 танцев: 5 латиноамериканских и 5 классических, все так же как в обычных спортивных (бальных) танцах. Традиционное направление в этом виде спорта – танцы комби (от слова “комбинированный”), это когда один из партнеров на коляске, а другой – нет, желательно профессиональный танцор. Сейчас развивается новое направление – дуэтные танцы (в Европе его называют коротко “дуо”) – оба партнера на колясках. Именно с этим видом мы знакомились.

Сборы продолжались в течение двух недель, мы разучили три танца: самбу, вальс и ча-ча-ча. Сборы проводили чемпионы мира по танцам на колясках (вид комби) 2000 г. в Норвегии Елена Серкульская и Зяблов Владимир. Анна Жукова, неоднократный призёр разных чемпионатов мира, занималась с нами хореографией и психологией. Был еще и урок визажа (имидж, макияж). Прикоснулись мы также к художественной гимнастике, нам она показалась очень трудной! Общую физическую подготовку вёл заслуженный тренер Сергей Коптев, аэробику – Ольга Тетёркина (чемпионка мира 1998 г. в Японии по танцам в комби, в паре с Б. Бачковским, он – на коляске).

Все 14 дней были рабочими, распорядок строгий, в каждом домике на внутренней двери – вывеска с распорядком дня, начиная с подъёма и утренней зарядки. Было установлен график дежурств по кухне, там нет повара и мы еду готовили себе сами, разделившись по парам, с тем же партнёром, с кем занимались танцами. Надо сказать, здесь был тоже своего рода конкурс, каждая пара старалась приготовить самое вкусное, чтобы всем понравилось. А едоки были очень благодарными! Интенсивные тренировки и свежий лесной воздух нагоняют аппетит. Три тренировки в день – это серьёзно, да ещё много желающих было заниматься дополнительно после ужина. На досуг времени почти не оставалось, но на общение всегда время найдётся. Узнавая друг друга, мы учились таким вещам, о которых раньше имели весьма слабое представление. Особенно оживлёнными были уроки психологии. Очень всем понравилась психологическая игра “Мафия”. И напоследок, на прощальном вечере, мы провели игру “Любовь с первого взгляда”. Дружный, весёлый был заезд. И все без исключения полюбили танцы. Времени было так мало, но все очень старались научиться как можно большему.

Мы объединились в так называемые интернациональные пары с украинскими и белорусскими спортсменами. По окончании курса был проведён конкурс-экзамен, с жюри, как полагается, и были гости из правительства Беларуси и представители ООН. Конкурс проводился в форме номинаций, нашими стали номинации ” Мисс и мистер Идеальная пара” и “Мисс и мистер Очарование”, и конечно, были вручены дипломы и памятные подарки.

Наша работа, наше горячее желание танцевать не остались незамеченными и привлекли внимание украинских специалистов-реабилитологов из “iп-фонда”, возглавляет который Николай Подрезан. (О них и их работе – отдельный рассказ). Мы получили приглашение в Киев участвовать в сборах, семинаре и конкурсе, который будет проходить в сентябре этого года. И в последней декаде года нас обещали пригласить опять в Минск на Открытый чемпионат Беларуси.

Ждёт напряжённая работа, и самая важная наша задача – пропагандировать и развивать этот красивый и перспективный вид спорта для инвалидов. Планов у нас много, и хочется верить, что не за горами то время, когда у нас в Ульяновске появятся десятки и сотни неуспокоенных, ищущих и инициативных людей как, например, В. Коломиец и наши новые друзья в Беларуси и на Украине. Давайте равняться на лучших.


Лучший способ научиться танцевать бальные танцы – это найти в своем городе танцевальную студию и ходить на занятия. Любые книги и видеокассеты, Internet не заменят Вам живого преподавателя. Спортивные танцы – это не математика, которой можно научиться и без преподавателя. Мы видим результат, что происходит, но часто не можем определить, почему, как исполняется то или иное движение.


25 правил, как вести себя на тренировке.

В каждом танцевальном зале действуют строгие правила, основанные на традиционных этикете и представлении о достойном поведении. Дух и характер, атмосфера бальных танцев должны быть восприняты непосредственно от преподавателей. Уважать преподавателя и полученные от него знания, искренне ему следовать – долг каждого, кто занимается бальными танцами.

  1. Входя в помещение, отведенное для занятий, вы должны поздороваться с преподавателями, при этом не отвлекая их от занятия, выходя из помещения, попрощатся.
  2. Долг каждого занимающегося – вести себя так, чтобы в зале царила благоприятная и гармоничная атмосфера взаимного уважения.
  3. Только преподаватель решает, будете вы заниматься в его группе или нет. Знания нельзя купить. Те деньги, что вы платите каждый месяц, служат для оплаты аренды зала. К тому же, внося эту плату, вы имеете возможность хоть сколько-нибудь отблагодарить преподавателя за полученные знания. Долг каждого – платить за зал вовремя.
  4. Всякий раз начиная танцевать, вы должны совершить поклон, приглашая партнершу(партнера) на танец.То же самое – начиная разучивать новую схему.
  5. Уважайте необходимые для занятий обувь и одежду. Одежда должна быть чистым и иметь опрятный вид. Обувь должна содержаться в порядке и находиться в отведенном для нее месте, если она не используется во время тренировки.
  6. Никогда не одалживайте у кого-либо одежду или обувь.
  7. Незадолго до начала тренировки вы, после короткой разминки, должны стоять в в ряду с остальными, расположившись соответственно вашему уровню, в спокойном сосредоточенном состоянии. Это поможет вам очистить ум от посторонних забот и подготовиться к занятиям.
  8. В начале и по окончании занятия совершается соответствующая церемония. Если вы опоздали, старайтесь не отвлекать товарищей.
  9. Сидеть во время занятий нельзя. Если болят ноги, можно сесть только с рарешения преподавателя,ни при каких обстоятельствах нельзя вытягивать перед собой ноги или сидеть, облокотившись на стену или колонну.
  10. Покидать паркет разрешается лишь в случае травмы или плохого самочувствия.
  11. Когда преподаватель показывает или объясняет движение или схему во время занятий, вы должны стоять, молча и внимательно слушая его. После того, как он закончил, поклонитесь сначала ему, затем партнеру и приступайте к занятиям.
  12. Как только дан сигнал, вы должны немедленно прерваться, поклониться партнеру и быстро занять свое место в ряду с остальными.
  13. Бесцельное хождение по паркету категорически запрещено. Либо вы отрабатываете движение, либо – в случае необходимости – ожидаете своей очереди, стоя так, чтобы не мешать остальным.
  14. Если вам обязательно нужно о чем-то спросить преподавателя, никогда не окликайте его. Подойдите к нему и ждите, пока он обратится к вам.
  15. Когда во время занятий преподаватель объясняет или показывает что-то лично вам, внимательно следите за объяснениями. Если вас заинтересовали объяснения, которые преподаватель дает вашему товарищу, вы можете прервать отработку движения и посмотреть. Если преподаватель отреагирует отрицтельно, продолжите отработку движения или схемы и больше не отвлекайтесь.
  16. Уважайте тех, кто занимается дольше вас. Никогда не вступайте в споры по поводу изучаемой техники.
  17. Помните – вы здесь для того, чтобы заниматься, а не навязывать другим собственные соображения.
  18. Если вы знаете движение или технику, отрабатываемую на занятии, а вашему партнеру она незнакома, вы можете показать ему, как делать правильно. Но лучше воздерживаться от поучений и поправок – во всяком случае, пока вы не достигли продвинутого уровня.
  19. Разговоры на паркете должны быть сведены к минимуму.
  20. Не расхаживайте по паркету ни до занятий, ни после. Паркет для тех, кто пришел тренироваться.
  21. Зал не может использоваться ни для каких иных целей, кроме регулярных занятий, без личного разрешения преподавателя.
  22. Паркет следует ежедневно подметать до или после занятий. За чистоту на паркете отвечает каждый и каждый занимающийся обязан участвовать в уборке, очищая тем самым собственные ум и сердце.
  23. Во время занятий в зале – а на паркете вообще – запрещается есть, пить, курить, жевать жевательную резинку.
  24. Если вы носите украшения, вы должны снять их на время занятий.
  25. Никогда не пейте спиртного, пока вы не сняли танцевальную обувь.

Вы в любое время можете посетить занятия в качестве зрителя, но должны при этом придерживаться следующих правил:

  1. То, как вы сидите, говорит о вашем отношении. Не позволяйте себе сидеть, развалясь или задрав ноги.
  2. Во время занятий не разрешается есть, пить и курить.
  3. Не окликайте находящихся на паркете людей и не занимайте их разговорами.
  4. Не разговаривайте и не ходите по залу, когда преподаватель что-либо показывает или объясняет.

На первый взгляд кажется, что все эти тонкости запомнить не просто, но со временем в процессе тренировок их соблюдение станет для вас естественным. Если вам сделали замечание за нарушение того или иного правила, не рассматривайте это как личное оскорбление. Помните: соблюдение каждого из этих правил имеет решающее значение для вашего успешного обучения.


Одежда для конкурсов и тренировок.

Бальные танцы – это контактный вид спорта!
Прежде чем выйти на паркет, уберите из ваших передних карманов ключи, брелки и остальные вещи. Снимите часы, кольца и браслеты! Часы и браслеты, особенно надетые на правую руку, царапают руки или плечи и/или шею партнера. Не должно быть никаких экстравагантных застежек пояса! Нужно проверить то, что Вы собираетесь носить. Чтобы определить, является ли эта вещь опасной, проведите резко по ней рукой. Тщательно проверьте все одетые на вас драгоценности. Убедитесь, что проверили ваши кольца, браслеты и пояса на наличие острых граней или даже любых мест, которые могут зацепиться за одежду вашего партнера.

Длинные ожерелья также могут быть опасны, особенно, если вы выполняете быстрые вращения. Длинные цепочки с тяжелыми украшениями также опасены при вращениях.

То же самое касается длинных волос, например в виде хвоста пони. Длинные волосы, связанные в косу, при вращении смертельны для партнера! Старайтесь тщательно закрепить прическу на голове, чтобы она не отвлекала вас во время тренировки и тем более конкурса.

Не забудьте проверить ваши ногти на наличие любых дефектов, которые могут повредить одежду – используйте пилку для ногтей.

Независимо от того, партнер вы или партнерша, при выборе предмета одежды для верха я очень важно, чтобы при сгибании рук у одежды не образовывались мешковатые или свободные рукава, которые могут запутываться с вашим партнером(партнершей), берущим(ей) вас за руку. Кроме неудобства, такие предметы одежды также могут быть опасны, поскольку партнер будет искать способ обойти ваш предмет одежды, закрывающий других танцоров, что может привести к столкновениям.

Вам даже придется зашить мужские длинные манжеты рукавов рубашки, потому что волосы партнерши могут запутаться в кнопках.

Талия и лифчик не должны также иметь чрезмерное количество ткани(толщины и площади). Не обязательно носить совсем уж облегающие предметы одежды, но чрезмерное количество ткани может затруднять движения корпусом и вызывать излишнее трение и напряжение.

Необходимо избежать шнурков на костюме там, где в них может попасть рука вашего партнера, а также подобных им разрезов и вырезов на платье.

Длинные юбки, которые раскручиваются при вращении, также могут стать проблемой.

Те, кто постоянно носят жилетку и галстук, дожны снять их во время тренировки!

Обязательно надевайте майку – пятна пота плохо выглядят на вашей одноцветной рубашке, а еще лучше одеть много-цветные пятнистой окраски(на латину) рубашки. Под шелковую рубашку обязательно поддевается майка или нижнея рубашка.

Что должны носить партнерши для латиноамеиканских тренировок(и не только).

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ТЕЛА: Партнеры и партнерши должны иметь быстрый и свободный доступ к спине того, с кем они танцуют. Поэтому рукава должны быть сокращены высоко в подмышку и не иметь очень свободную ткань выше линии талии. Костюмы без рукавов являются оптимальными. Очень неудобно держать партнершу за голую спину, скользкую от пота. Спина, особенно лопатки, должны быть закрыты тканью.

Также предпочтительнее, чтобы платье застегивалось на пуговицы, а не на кнопки, потому что шов между кнопками часто позволяет контакт со скользкой кожей или застежками бюстгальтера. Предметы одежды, которые открывают живот, нежелательны почти по тем же самым причинам как и голая спина.

Верхние предметы одежды должны закрывать те места, в которых происходит контакт с партнером во время танца, причем лифчик должен быть такой, чтобы он не расстегнулся во время танца, например от контакта с рукой. Впрочем, желательно его не надевать, поскольку он в любом случае стесняет ваши движения(особенно в латине).

НА НОГИ: шорты не только привлекательны и удобны, но и особенно подходящи для тренировок латиноамериканской программы.

Для изучения механики танца шорты наиболее оптимальны, поскольку они не скрывают бедер, колен и талии.

Длинные юбки прекрасны, если они достаточно свободны и на уровне коленей могут отодвигаться дальше, чем к задним частям бедер. Длинные юбки могут принести неприятности, если при вращении они взлетают высоко.

После шорт, следующие по удобству – короткие юбки чуть выше колен. Но не узкие. Чрезвычайно короткие узкие юбки не только мешают просто переставлять ноги, но и могут привести вас к неприятным встречам.

ДРАГОЦЕННОСТИ: Драгоценности должны быть отобраны с чрезвычайной осторожностью. Прежде чем надеть браслет, часы, брошку, или кольцо, Вы должны провести по ним рукой, чтобы гарантировать, что они не имеют никаких острых граней, которые могут сокращать или пункты(точки), которые могут ловить(поймать) в одежде.

Брошки, лучше всего гладкие, должны быть помещены высоко на груди, где контакт с одеждой вашего партнера наименее вероятен.

Ожерелья не должны быть ниже, чем основание бюста(посередине).

ПОЯСА: Лучше всего пояса с пряжками, закрытые тканью, не цепляющиеся за костюм партнера и не расстегивающиеся, когда партнер от вас отходит, зацепившись за пряжку. Пояса с многочисленными украшениями, особенно металлическими, могут быть весьма опасны.

ВОЛОСЫ: Даже если ваши волосы чрезвычайно прекрасны и мягки, когда касаются лица вашего партнера, они опасны, когда хлещут через открытый глаз, а также если связаны в косу или хвост. Если ваши волосы при вращении могут попасть по лицу вашего партнера, необходимо закрепить их так, чтобы избежать подобных случаев.

Избегайте причесок, требующих закрепления лаком или гелем. Если вы танцуете хорошо, вы будете сильно потеть, что приведет к появлению неприятных ощущений на голове.

ШЛЯПЫ: Оставьте вашу шляпу в раздевалке.


Что такое хобби-класс?

Танцуются чаще всего обе программы вместе, танцы – вальс, квикстеп, ча-ча-ча, джайв. Бывает, что программы танцуются отдельно, тогда в скобках указывается (без Т. и Ру) – без танго и румбы, либо – (T. и Ру в финале) – танго и румба танцуются только в финале.

Ограничения по движениям – те же самые, что и для “Е” класса. В принципе, хобби – это подготовительный класс. Когда прекращать выступать по хобби и начинать выступать по “Е”, решает преподаватель, обычно – после двух-трех успешных конкурсов.

Официальный подход – спортивные разряды сейчас присваиваются взрослым, например, начиная с “С” класса (3-й спортивный разряд), “D” класс – это “начинающие спортсмены”, “E” класс – “начинающие танцоры”. То есть только с “С” класса начинаются спортивные танцы, а до этого класса все – “хобби”. Неофициальный подход – нормальные танцы начинаются только с “B” класса (исторически когда-то в МАСТе, например, по взрослым конкурсы проводились только с “B” класса – то есть полгода позанимался – и выступаешь по “B”), начиная с “B” (в МАСТе) обе программы танцуются отдельно. А до этого – “хобби”, танцуй, сколько хочешь. В МФСТ подход еще в прошлом году был аналогичный – то есть на проведение конкурсов “С” и ниже смотрели не особо внимательно, “B” и выше – уже очень строго. Связано это с тем, что на крупных конкурсах по юниорам, молодежи, взрослым чаще всего участвуют пары “B” класса и выше.


“Танцевальная коляска”, специальная коляска для танцев

(Перевод с английского автора)

1. Каждый может танцевать в своей личной коляске

Условия:

  • Коляска в хорошем состоянии;
  • Все лишние предметы убраны (сумки, вязание и т. д.)
  • Колеса хорошо накачаны
  • Коляска специальная для танцевания – на один час в неделю

2. В некоторых случаях специальной коляской разрешается пользоваться дополнительно

Причины:

  • Личная коляска тяжелая и плохо маневрирует;
  • Если вы можете пересаживаться в другую коляску;
  • Вам требуется больше, чем один час в неделю для тренировок (например, шоу, балы и т. д.).

3. Некоторые условия для коляски

Требования:

  • Коляска безопасна и удобна для пользователя;
  • Коляска легкая и маневренная;
  • Коляска имеет литые или хорошо накачанные шины, маленькие (литые) передние колеса;
  • Подножка короткая насколько это возможно (расстояние к стоящему партнеру и активная позиция сидя!).

4. Подручные средства

Реквизит:

  • Сменные колеса (для нескольких целей);
  • Съемные вращающиеся (передние);
  • Опора сзади, чтобы предотвратить опрокидывание назад;
  • Съемные обручи.

5. Важные замечания:

  • Электрическая коляска тоже может быть по-настоящему танцевальной!
  • Форма или дизайн коляски не может быть причиной отказывать человеку в удовольствии танцевать!

6. Информация о колясках

Коляски могут быть поделены на группы согласно разным критериям:

  1. По способу передвижения;
  2. По размещению и размеру колес;
  3. По цели, для которой необходима коляска.

А. Способ передвижения:

  • коляски, которые нужно толкать и управляются третьим лицом;
  • механические коляски, на которой пользователь коляски двигается, применяя собственную силу;
  • путем вращения колес;
  • путем перемещения коляски ногами, шагами;
  • посредством рычагов;
  • с колесом – “кофемолкой”;
  • с маленьким обручем, прикрепленным к руке пользователя;
  • электрические или электронные коляски.

Б. Размещение и размер колес:

  • Большие колеса сзади, маленькие (вращающиеся) колеса спереди;
  • Большие колеса впереди, маленькие вращающиеся сзади;
  • Четыре колеса одного размера (коляска, которую надо толкать).

В. Цель:

  • Для дома
  • Для улицы
  • Для восстановления здоровья и спорта.

Все виды комбинаций а, б, в, – возможны. Человека, передвигающегося в коляске самостоятельно, также может везти сопровождающий за ручки сзади, и есть коляски для дома и для улицы одновременно.

Коляска состоит из основной несущей рамы (подгоняется для конкретного человека) и выбор может быть сделан между разными спинками, боковинами, подголовниками, подножками, разными сиденьями и даже персональными приспособлениями, сделанными по размеру, если это необходимо.

Каждый пациент может иметь свою собственную коляску, сделанную по размеру, это зависит от природы и серьезности инвалидности и также от цели и назначения коляски. Во время демонстрации (выставки) и т. д. каждый может увидеть все формы и комбинации колясок и это очень полезно взглянуть на все варианты.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*