СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Xvm3ooJ29QsСОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Социальная модель была разработана при активном участии инвалидов. При этом был проанализирован огромный опыт самих инвалидов – что значит быть инвалидом в современном обществе.

Социальная модель была создана в противовес медицинской модели. Социальная модель провела черту, отделив дефекты, которые могут иметь люди, от инвалидности – ограничений, возведенных в отношении инвалидов современным социальным устройством общества.

Другими словами, социальная модель определила, что инвалиды не есть проблема! Проблема есть то, каким способом устроено общество!

Для более наглядного представления, что же принесло новое понимание инвалидности, выделим некоторые аспекты медицинской и социальной моделей.

Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:

  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
  • Ваша инвалидность требует лечения!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным неинвалиду!

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

  • “Инвалидность” не есть индивидуальная проблема!
  • Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
  • Необходимо признание того, что “общество” (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
  • Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов быть инвалидами. Это означает, что инвалидность порождается предубеждениями и негативными стереотипами, а также физическими и коммуникационными барьерами, искусственно возведенными в отношении инвалидов, но никак не последствиями дефектов, которыми они обладают.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для тех, кто не знает, что означает “социальная модель инвалидности”, рекомендуется ознакомиться со статьей “Социальная модель инвалидности: в двух словах”, чтобы получить общее представление.

Для тех, кто желает ознакомиться с темой более основательно, рекомендуется прочитать статью “Социальная модель инвалидности: что это такое?”

Истоки

Истоки того, что впоследствии было названо “социальной моделью инвалидности”, могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – “Критическое условие” (“A Critical Condition”), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как “несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные”.

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

  • “несчастные” – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;
  • “бесполезные” – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;
  • члены “угнетенного меньшинства” – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как “отклоняющиеся от нормы” и “не похожие на других”.

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с “предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении”. Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием “Союз людей с физическими дефектами против изоляции” (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

“Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества”.

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Рождение социальной модели

Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как “социальной модели инвалидности” идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен ДиДжонг (Gerben DeJong), а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией “Дисейблд Пиплз Интернейшинал” (DPI – Disabled Peoples’ International).

Однако и по сей день окончательной точки в ответе на вопрос “Что же такое социальная модель инвалидности?” не поставлено. По-прежнему ведутся жаркие дискуссии, проводятся семинары, в результате которых расширяются рамки охвата модели, вносятся коррективы в уже существующие определения. Идет полным ходом обычный процесс доработки и развития идеи, в котором каждый желающий может принять участие.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью “Социальная модель инвалидности: в двух словах”. В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.

Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье “Социальная модель инвалидности: история создания”.

Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.

Успех любых акций, цель которых – улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать – две модели. А именно:

  • медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности;
  • социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что “не так” с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.

Во-первых, поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.

Во-вторых, медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель инвалидности

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза – “социальная модель”.

Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать – это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.

Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью. Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:

Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.

Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.

В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как “дефект”. Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.

Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается “барьерами” или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.

Барьерами могут быть:

  • предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
  • отсутствие доступа к информации;
  • отсутствие доступного жилья;
  • отсутствие доступного транспорта;
  • отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть – СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ!

А в заключении, я бы хотела привести слова Л.Н.Толстого: “Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним”.

Марина Фёдорова

Подготовлено по материалам сайта “За равные возможности!”

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*